Литература 20.04.2020 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

Практическое занятие №25
Тема: Поэма «Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины.

Цель: создать условия для формирования представления об идейном содержании поэмы, о неоднозначности оценки поэтом революции и ее результатов.

Предварительная подготовка. Теоретическая справка

Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

В образе героя – поэта Сергея – мы угадываем самого Сергея Есенина. Прообраз Анны – Лидия Кашина (1886–1937), которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой и стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ – вещи различные, и художественный образ всегда богаче; богатство поэмы, разумеется, не сводится к конкретной биографической ситуации.

Поэма «Анна Снегина» лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: “девушка в белом”, “тонкая березка”, “снежная” черемуха…

Лирический сюжет – история несостоявшейся любви героев – в поэме едва намечен, и он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Но время, революция не отняли у героев памяти о любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, – печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это.

 Содержание работы

Задание 1

Инструкция: Глоссарий (запись в словарик)

 Поэма – литературный жанр. Эпическая П. – центральная разновидность жанра — крупная повествовательная форма.  Эпическая и лирическая П. стремится к созданию объективной и многогранной картины мира.

Задание 2

Инструкция: Внимательно прочтите поэму, ответьте письменно на вопросы:

  1. Укажите время создания поэмы.
  2. Главная тема поэмы.
  3. Лирический герой поэмы (указать основные факты биографии).
  4. Какие события легли в основу произведения?
  5. Время действия в 1 главе. О чём идёт речь в данной главе (кратко)?
  6. Время действия во 2 главе. О чём идёт речь в данной главе?
  7. Время действия в 3 главе. О чём идёт речь в данной главе?
  8. Время действия в 4 главе. О чём идёт речь в данной главе?
  9. О чём идёт речь в 5 главе?
  10. Перечислите центральные образы поэмы.
  11. Образ Анны Снегиной (указать основные факты биографии).

 ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ:

  1. Сам С. Есенин определил жанр поэмы как лиро-эпическая. Как Вы это понимаете?
  2. Как Есенин отразил в своем творчестве события революции и какую позицию занял?
  3. Кто является прототипом главной героини поэмы?
Оформить заявку на консультацию
×
Перейти к верхней панели