Литература 10.04.2020 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

Жизнь и творчество В. В. Маяковского

 Инструкция к выполнению:

  1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом.
  2. Составьте конспект.

План

  1. В.В. Маяковский. Сведения из биографии.
  2. Поэтическая новизна ранней лирики В.В. Маяковского.

 Учебный материал:

  1.  Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930)   

Родился Владимир Владимирович Маяковский 19 июля (по старому стилю – 7 июля) 1893 в селе Багдади недалеко от Кутаисси (Грузия), в семье лесничего. В 1901-1906 Владимир Маяковский учился в классической гимназии в Кутаисси. В 1906, после смерти отца, Маяковский вместе с матерью и сестрами переехал в Москву. Учился в пятой гимназии, в 1908 – в подготовительном классе Строгановского училища, в 1911-1914 – в фигурном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, из которого был исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов. В 1908 Владимир Маяковский вступил в РСДРП(б), занялся пропагандой, работал в нелегальной типографии, был трижды арестован.
В 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме, впоследствии называя это время началом стихотворной деятельности. 17 ноября 1912 Владимир Маяковский впервые выступил с публичным чтением стихов в Петербургском кафе-кабаре “Бродячая собака”. Первая публикация стихов состоялась в 1912, в футуристическом сборнике “Пощечина общественному вкусу”. В 1912-1913 было опубликовано около 30 стихотворений. В декабре 1913 в театре “Луна-парк” в Петербурге была поставлена трагедия “Владимир Маяковский”, где он выступал в качестве режиссера и исполнителя главной роли. В 1913 состоялась первая работа в кино – сценарий фильма “Погоня за славой”. В 1912-1913 в Петербурге познакомился с А.А. Блоком и В. Хлебниковым, в 1914 – с Максимом Горьким, в 1915 – с И.Е. Репиным, с К.И. Чуковским. С 1915 по март 1919 Маяковский жил в Петрограде. С октября 1915 по октябрь 1917 проходил военную службу чертежником в Петроградской автомобильной школе. После Октябрьской революции работал в Наркомпросе. В ноябре 1918 в зале Театра музыкальной драмы (ныне Большой зал консерватории) была поставлена пьеса Маяковского “Мистерия-буфф” (режиссеры В.Э. Мейерхольд и Маяковский, художник К.С. Малевич).
В 1919 вышло в свет первое собрание сочинений “Все сочиненное Владимиром Маяковским”. В марте 1919 Владимир Маяковский переезжает в Москву, где работает в “Окнах РОСТА” (Российского телеграфного агентства) – рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года было создано около 1100 “окон”), занимается промышленной и книжной графикой. Совершил множество поездок в США (в течение 3 месяцев в 1925), Германию, Францию, на Кубу. Маяковский возглавлял литературную группу ЛЕФ (Левый фронт искусств), а позднее – РЕФ (Революционный фронт искусств); в 1923 – 1925 редактировал журнал “ЛЕФ”, а в 1927-1928 – “Новый ЛЕФ”. Придя к выводу, что замкнутые группировки препятствуют нормальному творческому общению советских писателей, в феврале 1930 Маяковский вступил в РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей), что вызвало осуждение со стороны его друзей. Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой: ему упорно стали отказывать в выезде за границу, где должна была состояться встреча с той женщиной, с которой поэт намеревался связать свою жизнь.
С апреля 1926 Маяковский жил преимущественно в Москве, в Гендриковом переулке (с 1935 – переулок Маяковского; с 1937 в доме находится Библиотека-музей Маяковского), д. 15/13, вместе с супругами Брик. Здесь бывали А.В. Луначарский, В.Э. Мейерхольд, С.М. Эйзенштейн, М.Е. Кольцов, И.Э. Бабель, В.Б. Шкловский. 14 апреля 1930 Владимир Маяковский погиб: по официальной версии – покончил жизнь самоубийством. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Во время поездки в США, Маяковский познакомился с американкой Элли Джонс, от которой у него осталась дочь Патриция, ставшая известной феминисткой, специалистом в области философии, социологии и семейной экономики, автором 15 книг (включая книгу “Маяковский на Манхэттене” (Mayakovsky in Manhattan) и преподавателем нью-йоркского колледжа Леман. Доктор наук Патриция Томпсон, утверждающая, что она унаследовала от отца бунтарский характер, считает себя “Маяковским в юбке”. С 1990-х периодически приезжает в Россию. По сведениям Всесоюзной книжной палаты на 1 января 1973 года общий тираж книг Владимира Маяковского составлял 74 млн. 525 тыс.; его произведения были переведены на 56 языков народов СССР и на 42 иностранных языка. Произведения Маяковского-художника: портретные зарисовки, эскизы лубков, театральные работы, плакаты, книжная графика.
Работы Владимира Маяковского в кино: сценарии к фильмам “Погоня за славой” (1913), “Барышня и хулиган” (по произведению “Учительница рабочих” Э. Д’Амичиса, 1918, снимался в главной роли), “Не для денег родившийся” (по “Мартину Идену” Дж. Лондона, 1918, снимался в главной роли), “Закованная фильмой” (1918, снимался в главной роли), “На фронт” (1920, агитфильм), “Дети” (“Трое”, 1928), “Декабрюхов и Октябрюхов” (1928), “Слон и спичка” (1926-1927, не был поставлен), “Сердце кино” (1926-1927, не был поставлен), “Любовь Шкафолюбова” (1926-1927, не был поставлен), “Как поживаете?” (1926-1927, не был поставлен), “История одного нагана” (1926 – 1927, не был поставлен), “Товарищ Копытко” (1926-1927, не был поставлен; отдельные моменты были использовал в пьесе “Баня”), “Позабудь про камин” (1926- 1927, не был поставлен; сценарий был переработан в комедию “Клоп”). Литературные произведения Владимира Маяковского: стихотворения, поэмы, фельетоны, публицистические статьи, пьесы: “Владимир Маяковский” (1913, трагедия), “Штатская шрапнель” (ноябрь 1914, статья), “Война объявлена” (июль 1914), “Мама и убитый немцами вечер” (ноябрь 1914), “Облако в штанах”(1915 лирическая поэма), “Флейта-позвоночник” (1916, поэма), “Война и мир” (1916, отдельное издание – 1917, поэма), “Человек”(1916 – 1917, опубликована – 1918, поэма), “Мистерия-Буфф” (1918, 2-й вариант – 1921, пьеса), “Левый марш” (1918), “Хорошее отношение к лошадям” (1918), “150 000 000” (1919-1920, 1-е издание без имени автора, 1921, поэма), “Прозаседавшиеся” (1922), “Люблю” (1922), “Про это” (1923), “Владимир Ильич Ленин” (1924, поэма), “Париж” (1924 – 1925, цикл стихов), “Стихи об Америке” (1925 – 1926, цикл стихов), “Товарищу Нетте, пароходу и человеку” (1926), “Сергею Есенину” (1926), “Хорошо!” (1927, поэма), “Письмо Татьяне Яковлевой” (1928), “Помпадур” (1928), “Клоп” (1928, поставлена в 1929, пьеса), “Разговор с товарищем Лениным” (1929), “Стихи о советском паспорте” (1929), “Баня” (1929, поставлена в 1930, пьеса), “Во весь голос” (1930, поэма), стихи для детей, “Я сам” (автобиографическая повесть).

2.Поэтическая новизна ранней лирики В.В. Маяковского.

              В начале ХХ века, в период становления империализма в России, происходил небывалый подъем в русской культуре. Конец XIX – начало XX столетия все увереннее называют «серебряным веком» отечественного искусства. Художественные достижения этого периода, бесспорно, значительны и разнообразны. Тем не менее, долгое время подлинные сокровища русской литературы начала века явно недооценивались. Отсюда – обилие «белых пятен» в литературном процессе этой эпохи. И это относится не только к поэзии Н. Гумилева, М. Волошина и О. Мандельштама. Мне кажется, что и раннее творчество В.В. Маяковского до сих пор недооценивается, вообще воспринимается однобоко. А ведь такое отношение к великому поэту совершенно недопустимо. Невозможно понять человека в целом, если не проанализировать все его стороны. Такое «историческое» рассмотрение дает каждому отдельному проявлению исследуемого явления оттенки, нюансы, которые сообщают ему смежные проявления. Возможно, какой-то толчок недооценке своей ранней лирики дал сам Маяковский, несколько пренебрежительно отзываясь о ней впоследствии как о чем-то подготовительном по отношению к более позднему творчеству, как о лишенном самостоятельной ценности сырье. Но здесь мы не должны дать себя обмануть, положившись на «авторитет автора». В связи с этим, мне бы хотелось привести здесь афоризм Ф.Ницше: «Я это сделал», – говорит моя память. «Я не мог этого сделать», – говорит моя гордость и остается непреклонной. В конце концов, память уступает». В таких вещах нельзя доверять автору, так как он слишком заинтересован, слишком пристрастен, – оно и понятно. Необходимо, не считаясь ни с чьим мнением, всерьез заняться ранней лирикой В.В. Маяковского. Первое, что бросается в глаза в ранних стихах Маяковского, – это их трагическая безысходность. Самые первые стихотворения, датированные 1912-1915 годами, в основном представляют собой индустриальные зарисовки «громоздящегося города». Живой тяжестью давят читателя его дожди, улицы, «силки проводов»… Мрачная, отъединенная тоска заполняет душу. И здесь, как мне кажется, общее настроение творчества раннего Маяковского напоминает тот мир, в котором живут герои Достоевского. Например, вот что говорит Раскольников: «Я люблю, как поют под шарманку, в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? А сквозь него фонари с газом блистают…» Как здесь не вспомнить «Скрипку и немножко нервно»! А постоянно повторяющийся у раннего Маяковского образ «фонарей с газом»! Да, несомненно, здесь мы имеем явную точку пересечения двух художников. Еще одна черта сходства: постоянный мотив «униженных и оскорбленных» в ранней лирике Маяковского:

Меня одного сквозь горящие здания
Проститутки, как святыню, на руках понесут
И покажут богу в свое оправданье.

          Трагизм ранней поэзии Маяковского – мятежный трагизм, граничащий с «метафизическим бунтом» (опять как у Достоевского!):

Через секунду
Встречу я
Неб самодержца, –
Возьму и убью солнце!

            Здесь поэт восстает против солнца, причем последнее означает обобщенный образ всего владычествующего, мощного, сияющего. Но Маяковский не может примириться с возможностью радости, пока существует «адище города», где «умирают дети», где «сбитый старикашка шарит очки». Он, как Иван Карамазов у Достоевского, хочет «вернуть свой билет», если гармония мира построена на слезинке ребенка: Тебе Орущему: «Разрушу, разрушу!» вырезавшему ночь из окровавленных карнизов, я, сохранивший бесстрашную душу, бросаю вызов! Однако Маяковский, по сравнению с Достоевским, отчасти из-за различия вообще между поэзией и прозой, но в основном – между двумя различными (в частности, по времени) мироощущениями, эксцентричен в гротескном показе одиночества человека в промозглом хаосе города. Маяковский достигает необыкновенной по силе выразительности в своих ранних произведениях: Людям страшно – у меня изо рта

Шевелит ногами непрожеванный крик. Маяковский одушевляет внешний мир, прежде всего, картины города, так что «город молится», «вечер кричит», «пальцы улиц ломает Ковка», «звезды визжат»… Для него все вокруг является «изобразительно-выразительными средствами» – вывески, крыши, перекрестки, улицы, провода. И вместе с Маяковским иногда начинаешь даже любить эту тоску какой-то особенной, болезненной любовью:

А вы Ноктюрн сыграть
 Могли бы
На флейте водосточных труб?

              Во всех ранних стихотворениях и более крупных произведениях Маяковского присутствует мотив тоски, мотив одряхлевшего времени, даже в самых ранних стихах, отобранных у поэта при выходе из тюрьмы:

Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.

                Иногда сквозь тоску прорывается предчувствие грядущего пожара:… сейчас родила старуха-время огромный криворотый мятеж! Другая черта раннего Маяковского – нарочитый эгоцентризм. Образ поэта глубоко трагичен, он указывает на невозможность для него найти себе место в загнивающем мире, где «прокисший воздух плесенью веет»:

А такому
Как я,
Ткнуться куда?
Где для меня уготовано логово?

                 Здесь образ поэта – это образ богатого внутренне человека, заживо погибающего в душном мире. В этом проявляется гуманизм Маяковского.…

А я вам открыл столько стихов шкатулок,
Я – бесценных слов мот и транжир.

                 Творчество В.В. Маяковского оказало значительное влияние на всю мировую поэзию. Его новаторство в области стихотворной формы теперь живет самостоятельной жизнью, уже привычной, как и положено. Маяковскому, как никому другому, было чуждо понимание художественного творчества как «искусства для искусства». В его поэзии, в самых ранних его стихах, искусство говорит о самом реальном, конкретном, бытовом, но оно открывает в этой «карте буден», в этом вроде бы непоэтичном городском пейзаже, чарующей выразительности краски. В этом гуманизм Маяковского: его поэзия не витает в облаках, а всегда остается верной земле, настоящему, людям:

Не высидел дома.
Анненский, Тютчев, Фет.
Опять,
Тоскою к людям ведомый,
Иду
В кинематографы, в трактиры, в кафе.

               В более поздних стихах (послеоктябрьский период) этот гуманизм выражается в пафосе утилитарной поэзии, которая понимается как работа – одна из многих других.


Тестовые задания

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы

ПОСЛУШАЙТЕ

Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки 
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтоб обязательно была звезда! –
клянется –
не перенесет эту беззвёздную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звёзды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

(В.В. Маяковский, 1914)

 

  1. Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из лидеров которого являлся В. Маяковский.
  2. Поэт соотносит людскую массу, равнодушную к звёздам, с тем, кто называет их «жемчужиной». Как называется использованный автором приём противопоставления предметов и явлений?
  3. Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк («значит – это кому-нибудь нужно? Значит – это необходимо…»).
  4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в любом порядке).

1) риторический вопрос
2) анафора
3) сравнение
4) метонимия
5) эпитет

  1. Выпишите из стихотворения слово, представляющее собой символ вечности, мечты.
  2. Стихотворение заканчивается вопросом, обращённым к человеку и человечеству. Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?
  3. Стихотворение открывается и заканчивается одним и тем же обращением. Как называется подобный тип композиции?
  4. Творчество какого поэта Серебряного века (из перечисленных ниже) не было связано с футуризмом?

1) В. Маяковского
2) Б. Пастернака
3)  В. Хлебникова
4)  Н. Гумилева

 ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ:

  1. Назовите основные периоды жизни и творчества В. Маяковского.
  2. Перечислите основные темы и мотивы лирики поэта.
  3. Представителем какого литературного направления являлся В. Маяковский?

 

Оформить заявку на консультацию
×
Перейти к верхней панели