Практическое занятие №18
ТЕМА: Определение видов синтаксической связи и типов отношений в словосочетаниях.
Цель: создать условия для формирования умений определять виды синтаксической связи и типы отношений в словосочетаниях.
Предварительная подготовка. Теоретическая справка
Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически: любоваться озером, голубым озером, долго любоваться.
Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.
Словосочетание по своему лексико-грамматическому оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является.
У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы. Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч. Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.
Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.
любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться
озером (каким?) голубым – главное слово озером
любоваться (как?) долго – главное слово любоваться
В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи.
Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:
- именные
- глагольные
- наречные
любоваться озером: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
озером голубым: главное слово – имя существительное озером, значит, словосочетание именное
любоваться долго: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
три сына: главное слово – имя числительное три, значит, словосочетание именное
очень скоро: главное слово – наречие скоро, значит, словосочетание наречное
Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:
Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого: душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.
Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного: обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.
Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет: громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют.
Содержание работы
Задание 1
Инструкция: Выделить: 1.словосочетание, 2.предложение, 3.слово. Аргументируйте свой ответ.
Светило солнце, около дома, учебный год, русский язык, лист бумаги, идущий человек, дом на берегу, дом стоит, лес, ночь, ласточки улетели.
Задание 2
Инструкция: Записать словосочетания в соответствии с типом (по столбикам) именное, глагольное, наречное.
Правка текста, косо висела, зеленая трава, бежать быстро, алмазная грань, грамотный человек, ищу человека, читать внимательно, достигнуть цели, веселый ребенок, жить честно.
Задание 3
Инструкция: Укажите тип связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).
Интересная книга; написать изложение; встречаться изредка; уехать на юг; уединенное место; каждый ученик; войдя в комнату; советы родителей; писать быстрее; писать карандашом; любовь к родине; предложить сесть; проснуться рано; громко разговаривать; последние известия; подплыть к берегу; готовый услужить; достойный похвалы; стремление к знаниям; желание учиться; вытереть насухо; говорить по-английски, весело смеяться.
Задание 4
Инструкция: Замените словосочетание на синонимичные, пользуясь листом-помощником.
I) Заменить данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление.
- жалостно посмотрел –
- смело спрыгнул –
- устало шагал –
- осторожно слез –
II) Заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание
- говорил с тревогой –
- ждал с напряжением –
- охранял с заботой –
- глядел со смущением –
III) Заменить данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управлении
- бессонная ночь –
- подземный переход –
- плавательный бассейн –
- школьный портфель –
лист-помощник
I. Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:
- найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово – бассейн
- задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего?
- зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания.
ИЛИ: стеклянная крыша – крыша (из чего?) из стекла
II. Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:
- найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово – (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово – гнездо;
- зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? Гнездо (чье? какое?) глухариное
ИЛИ: топот коня – топот (чей?) конский
III.Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:
- найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово – слушать (как?) внимательно: главное слово – слушать;2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи – инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием
ИЛИ: поехать работать – поехать на работу
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ (письменно в тетрадь):
- Что такое словосочетание?
- Каким образом связаны слова в словосочетании?
- Перечислите типы подчинительной связи. На чём они основаны?