Практическое занятие №11
Тема: Орфографический и пунктуационный анализ сложных предложений. Основные ошибки в построении и употреблении ССП, СПП, БСП.
Инструкция к выполнению:
- Ознакомьтесь с теоретическим материалом.
- Выполните задания в тетради.
Цель: создать условия для формирования умения находить ошибки в построении и употреблении ССП, СПП, БСП.
Предварительная подготовка. Теоретическая справка
Сложное предложение – это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно. Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща. Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-смысловой законченности и называются предикативными частями сложного предложения.
В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов – относительных местоимений и наречий).
Содержание работы
Задание 1
Инструкция: Расставьте знаки препинания:
1.Уже было поздно и темно и в окно сердито бился дождь.
2.Он смотрел на ее молодое улыбающееся лицо и невольно вспоминал свою юность.
3.Прошло еще несколько дней и каждая встреча вносила все большее отчуждение и глухую неприязнь в их отношения.
4.Неприятное облачко набежало на его душу и тут же мелькнула змейкой мысль о том не прописался ли этот сердечный человек в квартире покойного.
5.Всюду куда ни взглянешь тянулась без конца бурая невеселая равнина.
6.На обочине куда падали лучи солнца снег переливался искрился.
7.Гора была такая что с нее спускались весь день.
Задание 2
Инструкция: Объясните, почему сказуемое в предложениях употребляется в форме множественного или единственного числа:
- Прошло сто лет.
- Каждый альпинист и спортсмен знает, как опасны горы.
- На столе зазвонили сразу три телефона.
- Сидит нас всего человек двадцать.
- Большинство писателей решительно отвергали исправления редактора.
Задание 3
Инструкция: Определите структуру текста (выявите количество предложений)
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта дрожь и эти трели,
Это все – весна.
(А. Фет)
Задание 4
Инструкция: Определите ошибки в построении предложений. Исправьте.
- Горький родился в Нижнем Новгороде и проводит детство на берегах великой реки.
- Как писала мать, что Дуня готова на все, чтобы помочь брату.
- В сочинении было хорошо описано про окрестность школы.
- Трудно иметь дело с человеком, если ты знаешь, что он настоящая ханжа.
- В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США.
- Гуляя по лесу, так хорошо дышится.
- Не по себе становилось, читая эту книгу.
Задание 5
Инструкция: Перепишите, расставляя знаки препинания.
Для справки: слово БЛАГОДАРЯ может выступать в качестве деепричастия и предлога. Знаки препинания выставляются в случае употребления деепричастия (оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ?). Предлог не требует знаков препинания (он отвечает на вопрос БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ, КОМУ?).
- Больной быстро выздоровел благодаря заботе врачей.
- В день выписки из больницы пациент крепко пожал врачу руку благодаря за лечение.
- Благодаря радушную хозяйку за гостеприимство туристы стали собираться в дорогу.
- Благодаря радушному приему уставшие туристы быстро отдохнули.
- Благодаря вводу в эксплуатацию мощной антенны жители отдаленных районов могут принимать телепередачи.
- Благодаря реконструкции домостроительного комбината его мощность увеличилась почти вдвое.
Задание 6
Инструкция: Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях:
- Коновалов выразил свою радость таким образом что я вздрогнул.
- Сидя против меня и обняв колени руками он положил на них свой подбородок так что борода закрыла ему ноги.
- Он очевидно не ожидал что разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно.
- Было видно что Челкаш только что проснулся.
- Изергиль глядела на силуэты тех людей что пошли к морю.
- О том как и когда люди научились плавать на плотах и лодках можно только догадываться.
- Он думал что труд его кажется не пропал даром.
- Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц которых он выудил без меня.
- Я понял что машина остановилась когда начало мелькать белое пятно от электрического фонарика.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ:
- Какое предложение называется сложным?
- Назовите основные средства связи простых предложений в сложном.
- Перечислите типы сложных предложений.
- Укажите способы синтаксической связи.
- Какие разряды сложносочинённых предложений существуют?