Русский язык и культура речи 10.04.20 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

Практическое занятие №11

Тема: Орфографический и пунктуационный анализ сложных предложений. Основные ошибки в построении и употреблении ССП, СПП, БСП.

 Инструкция к выполнению:

  1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом.
  2. Выполните задания в тетради.

Цель: создать условия для формирования умения находить ошибки в построении и употреблении ССП, СПП, БСП.

 Предварительная подготовка. Теоретическая справка

Сложное предложение – это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно. Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща. Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-смысловой законченности и называются предикативными частями сложного предложения.

В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов – относительных местоимений и наречий).

Содержание работы

Задание 1

Инструкция: Расставьте знаки препинания:

1.Уже было поздно и темно и в окно сердито бился дождь.
2.Он смотрел на ее молодое улыбающееся лицо и невольно вспоминал свою юность.
3.Прошло еще несколько дней и каждая встреча вносила все большее отчуждение и глухую неприязнь в их отношения.
4.Неприятное облачко набежало на его душу и тут же мелькнула змейкой мысль о том не прописался ли этот сердечный человек в квартире покойного.
5.Всюду куда ни взглянешь тянулась без конца бурая невеселая равнина.
6.На обочине куда падали лучи солнца снег переливался искрился.
7.Гора была такая что с нее спускались весь день.

Задание 2

Инструкция: Объясните, почему сказуемое в предложениях употребляется в форме множественного или единственного числа:

  1. Прошло сто лет.
  2. Каждый альпинист и спортсмен знает, как опасны горы.
  3. На столе зазвонили сразу три телефона.
  4. Сидит нас всего человек двадцать.
  5. Большинство писателей решительно отвергали исправления редактора.

 Задание 3

Инструкция: Определите структуру текста (выявите количество предложений)

 

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта дрожь и эти трели,
Это все – весна.

(А. Фет)

Задание 4

Инструкция: Определите ошибки в построении предложений. Исправьте.

  1. Горький родился в Нижнем Новгороде и проводит детство на берегах великой реки.
  2. Как писала мать, что Дуня готова на все, чтобы помочь брату.
  3. В сочинении было хорошо описано про окрестность школы.
  4. Трудно иметь дело с человеком, если ты знаешь, что он настоящая ханжа.
  5. В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США.
  6. Гуляя по лесу, так хорошо дышится.
  7. Не по себе становилось, читая эту книгу.

Задание 5

Инструкция: Перепишите, расставляя знаки препинания.

Для справки: слово БЛАГОДАРЯ может выступать в качестве деепричастия и предлога. Знаки препинания выставляются в случае употребления деепричастия (оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ?). Предлог не требует знаков препинания (он отвечает на вопрос БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ, КОМУ?).

  1. Больной быстро выздоровел благодаря заботе врачей.
  2. В день выписки из больницы пациент крепко пожал врачу руку благодаря за лечение.
  3. Благодаря радушную хозяйку за гостеприимство туристы стали собираться в дорогу.
  4. Благодаря радушному приему уставшие туристы быстро отдохнули.
  5. Благодаря вводу в эксплуатацию мощной антенны жители отдаленных районов могут принимать телепередачи.
  6. Благодаря реконструкции домостроительного комбината его мощность увеличилась почти вдвое.

 Задание 6

Инструкция: Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях:

  1. Коновалов выразил свою радость таким образом что я вздрогнул.
  2. Сидя против меня и обняв колени руками он положил на них свой подбородок так что борода закрыла ему ноги.
  3. Он очевидно не ожидал что разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно.
  4. Было видно что Челкаш только что проснулся.
  5. Изергиль глядела на силуэты тех людей что пошли к морю.
  6. О том как и когда люди научились плавать на плотах и лодках можно только догадываться.
  7. Он думал что труд его кажется не пропал даром.
  8. Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц которых он выудил без меня.
  9. Я понял что машина остановилась когда начало мелькать белое пятно от электрического фонарика.

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ:

  1. Какое предложение называется сложным?
  2. Назовите основные средства связи простых предложений в сложном.
  3. Перечислите типы сложных предложений.
  4. Укажите способы синтаксической связи.
  5. Какие разряды сложносочинённых предложений существуют?
Оформить заявку на консультацию
×
Перейти к верхней панели