Обществознание - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

Лекция по дисциплине Обществознание

Политика как общественное явление

Задание:

1. Внимательно прочитайте текст учебной лекции и составь конспект в рабочей тетради по Обществознанию.
2. Выучите определение понятий: политика, политическая сфера, субъекты политики, объекты политики, политическая система, государство, политическая партия.
3. Для более расширенного представления о роли политики в обществе просмотри видеофильм «Внешняя политика» и ответь на вопрос:
        Кто формирует политику в обществе и мире?

 План

1. Что такое политика. Характеристика политической сферы общества.
2. Основные функции политики.
3. Политическая система и ее внутренняя структура. Государство, гражданин, политические партии  в политической системе.

 

  1. Термин “политика” в научный оборот ввел Аристотель в IV в до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис (город – государство).

В настоящее время политологи считают, что политика – это участие в делах государства и общества, определение форм, задач и содержания их деятельности; завоевание, удержание и использование государственной и политической власти.
В центре политической деятельности находятся вопросы регулирования отношений внутри государства и межгосударственных отношений.
Для того, чтобы показать пределы распространения политики, в науке используется понятие политическая сфера.

 Политическая сфера это “область политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственного влияния политиков и политических организаций, воздействия политических идей”. Политическая сфера складывается по поводу власти и участия в государственном управлении.

Политика различается:

  1. По сферам жизни:

– экономическая
– социальная
– национальная
– военная

  1. По срокам действия:

– текущая
– перспективная
– долговременная

  1. По областям распространения:

– внутренняя
– внешняя

  1. По масштабам распространения:

– локальная
– региональная
– мировая
– международная

Всех, кто так или иначе участвует в политической жизни, называют субъектами политики.

Объектами политики служат определенные сферы политической деятельности субъектов, т.е. то, на что она направлена (государство, власть, собственность, экономика, социальные отношения и др.).

    2  Функции политики

1) политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп;
2) политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда;
3) политика обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного развития (инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития);
4) политика призвана рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений.

 

3 Политическая система общества – это целостная, упорядоченная совокупность государственных органов, организаций, политических партий, объединений и движений, которые активно участвуют в политической жизни. Она представляет собой механизм, с помощью которого осуществляются власть и управление обществом в интересах определенного блока социальных сил, и охватывает отношения между различными социальными институтами.

Основные звенья политической системы:

Политические организации
Политические нормы
Политические отношения
Политические взгляды, идеи, традиции

Устойчивые политические системы:

  1. Субнациональные:
    – Племенные сообщества (города: муниципалитеты, мэрии)
    – Сельские общины (районы, регионы: штат, другой субъект Федерации)
  2. Национальные:

– Унитарные
– Федеративные

  1. Наднациональные:

– Федерации
– Конфедерации
– Империи
– Лига Наций
– ООН

Государство как политическая форма организации общества является важнейшим элементом и основой политической системы, служащей, прежде всего, для управления обществом. Выражая волю народа, современное государство фактически приобрело статус политического центра, с которым взаимодействуют все другие институты политической системы.

Сегодня на карте мира преобладающее место занимают национальные государства. В национальном государстве граждане ощущают себя единой нацией. Для них главным является не национальный или конфессиональный признак, а принадлежность к одному государству.

Различают две категории подобных государств: унитарные и федеральные (федеративные) государства.

В составе унитарного государства нет республик, штатов, земель и др., его территория подразделяется на административно-территориальные единицы (например, Франция, Италия, Япония, Польша, Бельгия и др.). В нем одна конституция, один высший представительный орган (парламент), одно правительство и т.д. В такой стране может быть и несколько территориальных единиц со статусом автономных государственных образований, имеющих органы управления, но не власти.

Федеративное государство – это союз суверенных территорий, каждая из которых является членом федерации (республики, штаты, земли и др.). Субъекты имеют свои собственные конституции, органы всех трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной). Но наряду с ними федеративное государство образует федеральные органы власти, управления, устанавливает единое гражданство, общая денежная единица и т.д. Примеры федераций – США, Индия, Германия, Россия.

Государственное устройство РФ:

Президент – глава государства

Законодательная власть: Федеральное собрание, Совет Федерации, Государственная дума
Исполнительная власть: Правительство
Высшая судебная власть: Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд.

Конфедерации. Государства, образующие конфедерацию, сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления. Наряду с этим создаются объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и др.). В настоящее время существует только одна конфедерация – Европейский союз (ЕС).

Империи – это государства, имеющие колониальные владения. Для империи характерны:

сверхцентрализация власти;
отсутствие реальной системы представительства;
насилие как главное средство правления.

Подобно тому, как исходным субъектом социальной жизни выступает личность, начальной точкой политической жизни является гражданин.

Гражданином считается любой член общества, обладающий статусом гражданства.

Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Суть гражданства состоит не только в признании конституции данной страны, но и в возможности участвовать в избрании его главы и высших политических органов управления. Отличительной чертой гражданина является наделение его всеми правами, существующими в данном обществе, и главным среди них – правом голосовать и быть избранным.

Государство осуще­ствляет связь с другими компонентами политической системы своей дея­тельности

Среди субъектов политической жизни общества выделяются благодаря своему влиянию особые организации граждан, именуемые политическими партиями.

Политической партией называют организованную группу людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство. Она представляет собой политическую организацию, выражающую интересы социальных групп и объединяющую их наиболее активных представителей.

В руководство партии людей избирают на партийных собраниях или съездах. Все члены партии делают денежные взносы, на которые содержится партийный аппарат, проводятся партийные мероприятия, выпускается партийная литература и т.д.

Круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах, называется электоратом.

Выделяют следующие признаки политической партии:

Политическая программа, где сформулированы цели и стратегия партии.
Партийный устав, содержащий важнейшие нормы внутрипартийной жизни.
Руководящие органы (центральный комитет) и аппарат партийных функционеров, чаще всего освобожденных.
Разветвленная сеть первичных местных организаций, состоящих из добровольных активистов.
Активное участие в борьбе за высшую власть в государстве.
Фиксированное в списке количество членов партии и нефиксированное количество сочувствующих людей.

Политические партии классифицируются следующим образом:

  1. По способу организации:

а) парламентские (кадровые) партии – немногочисленные объединения ведущих политиков, действующие главным образом в парламентских фракциях;
б) массовые партии – многочисленные объединения со сложной организационной структурой и фиксированным членством.

  1. По отношению к власти:

а) правящие партии;
б) оппозиционные партии, которые делятся на легальные (их деятельность разрешена государством) и нелегальные (запрещены государством, действуют подпольно).

  1. По типу членства:

а) открытые партии со свободным членством представителей различных социальных слоев;
б) закрытые партии с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема.

  1. По отношению к обществу:

а) революционные партии, выступающие за коренное и насильственное изменение существующего строя;
б) реформистские партии, предлагающие постепенные и частичные изменения существующего строя;
в) консервативные партии, выступающие за сохранение существующего строя;
г) реакционные партии, ратующие за возвращение к предшествующему строю.

  1. По типу политической программы:

а) левые партии (коммунистические, социалистические, трудовые), защищающие интересы социальных низов, общественную собственность, регулируемый рынок;
б) правые партии (демократические, республиканские, либеральные), защищающие интересы высшего класса, частную собственность, буржуазные ценности, нерегулируемый рынок;
в) центристские партии (социал-демократические), защищающие преимущественно средний класс и занимающие примиренческую позицию без ярко выраженного тяготения к какой-либо крайности в политике.

Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называется партийной системой.

Они могут быть:

а) однопартийными (Китай, Куба);
б) двухпартийными (США, Англия, Канада);
в) многопартийными (Германия, Италия, Бельгия, Россия).

 Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и госу­дарство, и политические партии — политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: толь­ко государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию.

Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем.

1.Участие в формировании выборных представительных орга­нов государственной власти.
2.Участие в формировании политического курса государства определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики.
3.Влияние на процесс законотворчества, правотворчества ис­полнительных органов и правоприменительной деятельности госу­дарственных органов.
4.Контроль за государственными органами и процессом управ­ления страной, здесь также используются разнообразные пути, в том числе и общественное мнение.

Государство в свою очередь воздействует на политические пар­тии по следующим каналам:

а) регулирует посредством законодательных и иных актов ста­тус политической партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рам­ки их деятельности;
б) регламентирует их участие в избирательных кампаниях, напри­мер путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т. д.;
в) решает вопросы о конституционности партий через Консти­туционный Суд;
г) контролирует финансовую деятельность партий, налогообло­жение их предприятий; соблюдение запрета использовать политиче­скими партиями средств на предвыборную кампанию от иностран­ных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

Это так называемое внешнее регулирование деятельности пар­тий. Внутреннее регулирование осуществляется самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах партийных органов, в ко­торых определяется структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.

Оформить заявку на консультацию
×
Перейти к верхней панели