Лекция по дисциплине Обществознание
Политика как общественное явление
Задание:
1. Внимательно прочитайте текст учебной лекции и составь конспект в рабочей тетради по Обществознанию.
2. Выучите определение понятий: политика, политическая сфера, субъекты политики, объекты политики, политическая система, государство, политическая партия.
3. Для более расширенного представления о роли политики в обществе просмотри видеофильм «Внешняя политика» и ответь на вопрос:
Кто формирует политику в обществе и мире?
План
1. Что такое политика. Характеристика политической сферы общества.
2. Основные функции политики.
3. Политическая система и ее внутренняя структура. Государство, гражданин, политические партии в политической системе.
- Термин “политика” в научный оборот ввел Аристотель в IV в до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис (город – государство).
В настоящее время политологи считают, что политика – это участие в делах государства и общества, определение форм, задач и содержания их деятельности; завоевание, удержание и использование государственной и политической власти.
В центре политической деятельности находятся вопросы регулирования отношений внутри государства и межгосударственных отношений.
Для того, чтобы показать пределы распространения политики, в науке используется понятие политическая сфера.
Политическая сфера это “область политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственного влияния политиков и политических организаций, воздействия политических идей”. Политическая сфера складывается по поводу власти и участия в государственном управлении.
Политика различается:
- По сферам жизни:
– экономическая
– социальная
– национальная
– военная
- По срокам действия:
– текущая
– перспективная
– долговременная
- По областям распространения:
– внутренняя
– внешняя
- По масштабам распространения:
– локальная
– региональная
– мировая
– международная
Всех, кто так или иначе участвует в политической жизни, называют субъектами политики.
Объектами политики служат определенные сферы политической деятельности субъектов, т.е. то, на что она направлена (государство, власть, собственность, экономика, социальные отношения и др.).
2 Функции политики
1) политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп;
2) политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда;
3) политика обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного развития (инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития);
4) политика призвана рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений.
3 Политическая система общества – это целостная, упорядоченная совокупность государственных органов, организаций, политических партий, объединений и движений, которые активно участвуют в политической жизни. Она представляет собой механизм, с помощью которого осуществляются власть и управление обществом в интересах определенного блока социальных сил, и охватывает отношения между различными социальными институтами.
Основные звенья политической системы:
Политические организации
Политические нормы
Политические отношения
Политические взгляды, идеи, традиции
Устойчивые политические системы:
- Субнациональные:
– Племенные сообщества (города: муниципалитеты, мэрии)
– Сельские общины (районы, регионы: штат, другой субъект Федерации) - Национальные:
– Унитарные
– Федеративные
- Наднациональные:
– Федерации
– Конфедерации
– Империи
– Лига Наций
– ООН
Государство как политическая форма организации общества является важнейшим элементом и основой политической системы, служащей, прежде всего, для управления обществом. Выражая волю народа, современное государство фактически приобрело статус политического центра, с которым взаимодействуют все другие институты политической системы.
Сегодня на карте мира преобладающее место занимают национальные государства. В национальном государстве граждане ощущают себя единой нацией. Для них главным является не национальный или конфессиональный признак, а принадлежность к одному государству.
Различают две категории подобных государств: унитарные и федеральные (федеративные) государства.
В составе унитарного государства нет республик, штатов, земель и др., его территория подразделяется на административно-территориальные единицы (например, Франция, Италия, Япония, Польша, Бельгия и др.). В нем одна конституция, один высший представительный орган (парламент), одно правительство и т.д. В такой стране может быть и несколько территориальных единиц со статусом автономных государственных образований, имеющих органы управления, но не власти.
Федеративное государство – это союз суверенных территорий, каждая из которых является членом федерации (республики, штаты, земли и др.). Субъекты имеют свои собственные конституции, органы всех трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной). Но наряду с ними федеративное государство образует федеральные органы власти, управления, устанавливает единое гражданство, общая денежная единица и т.д. Примеры федераций – США, Индия, Германия, Россия.
Государственное устройство РФ:
Президент – глава государства
Законодательная власть: Федеральное собрание, Совет Федерации, Государственная дума
Исполнительная власть: Правительство
Высшая судебная власть: Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд.
Конфедерации. Государства, образующие конфедерацию, сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления. Наряду с этим создаются объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и др.). В настоящее время существует только одна конфедерация – Европейский союз (ЕС).
Империи – это государства, имеющие колониальные владения. Для империи характерны:
сверхцентрализация власти;
отсутствие реальной системы представительства;
насилие как главное средство правления.
Подобно тому, как исходным субъектом социальной жизни выступает личность, начальной точкой политической жизни является гражданин.
Гражданином считается любой член общества, обладающий статусом гражданства.
Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Суть гражданства состоит не только в признании конституции данной страны, но и в возможности участвовать в избрании его главы и высших политических органов управления. Отличительной чертой гражданина является наделение его всеми правами, существующими в данном обществе, и главным среди них – правом голосовать и быть избранным.
Государство осуществляет связь с другими компонентами политической системы своей деятельности
Среди субъектов политической жизни общества выделяются благодаря своему влиянию особые организации граждан, именуемые политическими партиями.
Политической партией называют организованную группу людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство. Она представляет собой политическую организацию, выражающую интересы социальных групп и объединяющую их наиболее активных представителей.
В руководство партии людей избирают на партийных собраниях или съездах. Все члены партии делают денежные взносы, на которые содержится партийный аппарат, проводятся партийные мероприятия, выпускается партийная литература и т.д.
Круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах, называется электоратом.
Выделяют следующие признаки политической партии:
Политическая программа, где сформулированы цели и стратегия партии.
Партийный устав, содержащий важнейшие нормы внутрипартийной жизни.
Руководящие органы (центральный комитет) и аппарат партийных функционеров, чаще всего освобожденных.
Разветвленная сеть первичных местных организаций, состоящих из добровольных активистов.
Активное участие в борьбе за высшую власть в государстве.
Фиксированное в списке количество членов партии и нефиксированное количество сочувствующих людей.
Политические партии классифицируются следующим образом:
- По способу организации:
а) парламентские (кадровые) партии – немногочисленные объединения ведущих политиков, действующие главным образом в парламентских фракциях;
б) массовые партии – многочисленные объединения со сложной организационной структурой и фиксированным членством.
- По отношению к власти:
а) правящие партии;
б) оппозиционные партии, которые делятся на легальные (их деятельность разрешена государством) и нелегальные (запрещены государством, действуют подпольно).
- По типу членства:
а) открытые партии со свободным членством представителей различных социальных слоев;
б) закрытые партии с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема.
- По отношению к обществу:
а) революционные партии, выступающие за коренное и насильственное изменение существующего строя;
б) реформистские партии, предлагающие постепенные и частичные изменения существующего строя;
в) консервативные партии, выступающие за сохранение существующего строя;
г) реакционные партии, ратующие за возвращение к предшествующему строю.
- По типу политической программы:
а) левые партии (коммунистические, социалистические, трудовые), защищающие интересы социальных низов, общественную собственность, регулируемый рынок;
б) правые партии (демократические, республиканские, либеральные), защищающие интересы высшего класса, частную собственность, буржуазные ценности, нерегулируемый рынок;
в) центристские партии (социал-демократические), защищающие преимущественно средний класс и занимающие примиренческую позицию без ярко выраженного тяготения к какой-либо крайности в политике.
Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называется партийной системой.
Они могут быть:
а) однопартийными (Китай, Куба);
б) двухпартийными (США, Англия, Канада);
в) многопартийными (Германия, Италия, Бельгия, Россия).
Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии — политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию.
Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем.
1.Участие в формировании выборных представительных органов государственной власти.
2.Участие в формировании политического курса государства определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики.
3.Влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов.
4.Контроль за государственными органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути, в том числе и общественное мнение.
Государство в свою очередь воздействует на политические партии по следующим каналам:
а) регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рамки их деятельности;
б) регламентирует их участие в избирательных кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т. д.;
в) решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;
г) контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий; соблюдение запрета использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.
Это так называемое внешнее регулирование деятельности партий. Внутреннее регулирование осуществляется самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах партийных органов, в которых определяется структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.