Литература - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

Практическое занятие №22

Тема: Изображение правды жизни в пьесе М. Горького «На дне» и ее философский смысл.

Цель: создать условия для определения особенностей жанра, композиции и конфликта в пьесе М. Горького «На дне».

Предварительная подготовка.

Теоретическая справка

В пьесе М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую  философско-публицистическую  драму.  Содержание  на  первый  взгляд  разрозненных  эпизодов  –  трагическое  столкновение трёх правд, трёх представлений о жизни.

Пьеса М. Горького «На дне» актуальна и в XXI в.; её ставят во многих  театрах  стран  СНГ.  Режиссеры  и  актёры  ищут  всё  новые и новые краски для горьковских героев, меняют костюмы и декорации.  Но  дух  захватывает,  когда  осознаёшь,  что  в  пьесе,  написанной более ста лет назад, отражена наша действительность: есть свалки  и  места,  где  доживают  обречённые,  сломанные  жизнью люди; где искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждёт принца, который возьмёт за руку и выведет из кошмара; где так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И мы ищем ответ: что есть истина, что нужно человеку – жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье?

«Три  правды»  трагически  сталкиваются,  что  и  обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому – и одновременно момент столкновения разных правд – монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот  пьяница,  опустившийся  человек  –  тот  же  самый,  который «звучит гордо»? Положительный ответ сомнителен, а если отрицательный – то как же быть с тем, что «существует только человек»?

Содержание работы

Задание 1

Инструкция: Изучите и проанализируйте теоретический материал по теме. Ответьте на вопрос: В чём состоит своеобразие драматического произведения? Почему это самый сложный для восприятия род литературы?

 Задание 2

Инструкция: Ответьте на вопросы, опираясь на знание содержания текста:

  1. Чем могло привлечь зрителей – современников М. Горького – название пьесы «На дне»?
  2. Ознакомьтесь со значениями имён персонажей. Можно ли сказать, что М. Горький верен классицистской традиции называть действующих лиц  «говорящими»  именами?  Аргументируйте свой ответ.
  3. Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями Пепел, Клещ,  Бубнов,  Сатин,  именем  Лука?  Есть  ли  в  них  намёк  на черты их личности, род занятий, судьбу?
  4. Сатин – в этом имени звучание слова «сатана». Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?
  5. О чём говорит род занятий действующих лиц?
  6. Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?
  7. Почему одни действующие лица названы только по фамилии, Šдругие – по имени, третьи – полностью, с указанием рода занятий?

 Задание 3

Инструкция: М. Горький определил жанр своего произведения как социально-философскую  драму.  Давайте  посмотрим,  где  происходит действие пьесы, познакомимся с героями и присмотримся к отношениям в их мире. Охарактеризуйте героев пьесы.

 Задание 4

Инструкция: Давайте понаблюдаем за тем, в какой последовательности  располагаются  в  пьесе  монологи  Луки,  и  попробуем вывести некий алгоритм его «историй». Какую  закономерность  вы  обнаружили?  Во  что  из  рассказанного,  на  ваш  взгляд,  верит  сам  Лука? 

  •  рассказ о загробном мире, обещание успокоения;
  • рассказ о лечебнице для алкоголиков;
  • рассказ о Сибири, «золотой стороне»;
  • рассказ о случае под Тобольском-городом;
  • рассказ о «праведной земле»;
  • рассказ о том, «для чего люди живут».

Задание 5

Инструкция: Вы уже заметили, что один из главных (если не самый главный) пунктов, в котором сходятся, пожалуй, все рассуждения героев пьесы, это вопрос о цели жизни человека (или человечества). Характерно, что точку зрения Луки доносит Сатин (последний даже старается подражать манере странника говорить). Как вы думаете, почему?

 Задание 6

Инструкция: (Работа с текстом): У каждого своя правда…

Чья правда вам ближе?

А) В чём правда Бубнова?

  • «На что мне совесть? Я – не богатый!»
  • «люди все живут… как щепки по реке плывут…»
  • «Все люди на земле лишние…»
  • «Всё сказки…»
  • «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…»

Б) В чём правда Луки?

  • Во что веришь, то и есть…»
  • «Христос всех жалел и нам велел».
  • «человек – всё может… лишь бы захотел…»
  • «… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
  • «Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…»

В) В чём правда Сатина?

  • «Всё – в человеке, всё для человека. Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и мозга! че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит – гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
  • «что такое правда? человек – вот правда!»
  • «ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»

Выводы

Сформулируйте выводы по всему занятию в тетради. 

Контрольные вопросы:

  1. В чём  причины  ссор  между  обитателями  ночлежки  в  пьесе   М. Горького «На дне»?
  2. Чьи судьбы вас особенно потрясли и почему?
  3. Определите основное  содержание  и  отметьте  стадии  развития конфликта в пьесе «На дне»?
Оформить заявку на консультацию
×
Перейти к верхней панели