Практическое занятие №22
Тема: Изображение правды жизни в пьесе М. Горького «На дне» и ее философский смысл.
Цель: создать условия для определения особенностей жанра, композиции и конфликта в пьесе М. Горького «На дне».
Предварительная подготовка.
Теоретическая справка
В пьесе М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов – трагическое столкновение трёх правд, трёх представлений о жизни.
Пьеса М. Горького «На дне» актуальна и в XXI в.; её ставят во многих театрах стран СНГ. Режиссеры и актёры ищут всё новые и новые краски для горьковских героев, меняют костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаёшь, что в пьесе, написанной более ста лет назад, отражена наша действительность: есть свалки и места, где доживают обречённые, сломанные жизнью люди; где искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждёт принца, который возьмёт за руку и выведет из кошмара; где так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И мы ищем ответ: что есть истина, что нужно человеку – жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье?
«Три правды» трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому – и одновременно момент столкновения разных правд – монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяница, опустившийся человек – тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ сомнителен, а если отрицательный – то как же быть с тем, что «существует только человек»?
Содержание работы
Задание 1
Инструкция: Изучите и проанализируйте теоретический материал по теме. Ответьте на вопрос: В чём состоит своеобразие драматического произведения? Почему это самый сложный для восприятия род литературы?
Задание 2
Инструкция: Ответьте на вопросы, опираясь на знание содержания текста:
- Чем могло привлечь зрителей – современников М. Горького – название пьесы «На дне»?
- Ознакомьтесь со значениями имён персонажей. Можно ли сказать, что М. Горький верен классицистской традиции называть действующих лиц «говорящими» именами? Аргументируйте свой ответ.
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, именем Лука? Есть ли в них намёк на черты их личности, род занятий, судьбу?
- Сатин – в этом имени звучание слова «сатана». Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?
- О чём говорит род занятий действующих лиц?
- Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?
- Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие – по имени, третьи – полностью, с указанием рода занятий?
Задание 3
Инструкция: М. Горький определил жанр своего произведения как социально-философскую драму. Давайте посмотрим, где происходит действие пьесы, познакомимся с героями и присмотримся к отношениям в их мире. Охарактеризуйте героев пьесы.
Задание 4
Инструкция: Давайте понаблюдаем за тем, в какой последовательности располагаются в пьесе монологи Луки, и попробуем вывести некий алгоритм его «историй». Какую закономерность вы обнаружили? Во что из рассказанного, на ваш взгляд, верит сам Лука?
- рассказ о загробном мире, обещание успокоения;
- рассказ о лечебнице для алкоголиков;
- рассказ о Сибири, «золотой стороне»;
- рассказ о случае под Тобольском-городом;
- рассказ о «праведной земле»;
- рассказ о том, «для чего люди живут».
Задание 5
Инструкция: Вы уже заметили, что один из главных (если не самый главный) пунктов, в котором сходятся, пожалуй, все рассуждения героев пьесы, – это вопрос о цели жизни человека (или человечества). Характерно, что точку зрения Луки доносит Сатин (последний даже старается подражать манере странника говорить). Как вы думаете, почему?
Задание 6
Инструкция: (Работа с текстом): У каждого своя правда…
Чья правда вам ближе?
А) В чём правда Бубнова?
- «На что мне совесть? Я – не богатый!»
- «люди все живут… как щепки по реке плывут…»
- «Все люди на земле лишние…»
- «Всё сказки…»
- «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…»
Б) В чём правда Луки?
- Во что веришь, то и есть…»
- «Христос всех жалел и нам велел».
- «человек – всё может… лишь бы захотел…»
- «… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
- «Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…»
В) В чём правда Сатина?
- «Всё – в человеке, всё для человека. Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и мозга! че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит – гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
- «что такое правда? человек – вот правда!»
- «ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»
Выводы
Сформулируйте выводы по всему занятию в тетради.
Контрольные вопросы:
- В чём причины ссор между обитателями ночлежки в пьесе М. Горького «На дне»?
- Чьи судьбы вас особенно потрясли и почему?
- Определите основное содержание и отметьте стадии развития конфликта в пьесе «На дне»?