ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИСА. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Инструкция к выполнению:
- Ознакомьтесь с теоретическим материалом.
- Составьте конспект.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Синтаксис – раздел лингвистики, в котором представлены правила грамматического оформления словосочетания и предложения.
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик – деревянный домик).
От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Ср.: фразеологизм водить за нос (‘обманывать’) – свободное словосочетание водить за руку.
От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание – нет.
Существует и другое понимание словосочетания – как соединения слов, связанных любым типом связи. При таком понимании говорят о сочинительных словосочетаниях (трудный, но интересный) и о главных членах предложения как о словосочетании (Он спит.) Такое понимание размывает противопоставление словосочетания и предложения и не является общепринятым, но находит отражение в комплексе 2.
Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание.
Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.
Главное слово при согласовании – существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).
Зависимое слово при согласовании может быть выражено
1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать,
2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу,
3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу,
4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу,
5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем,
6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде (см. раздел морфологии): обеих девочек, обоих мальчиков.
Управление – подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.
Главное слово при управлении выражается
1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу,
2) существительным: чтение книги,
3) прилагательным: довольный успехом,
4) количественным числительным в И. (В.) падеже: три стула, пять стульев.
Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.
Примыкание – вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.
Главное слово при примыкании:
1) глагол: бежать быстро,
2) прилагательное: очень быстрый,
3) наречие: очень быстро,
4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.
Зависимое слово при примыкании выражается
1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,
2) деепричастием: говорил заикаясь,
3) инфинитивом: просил написать,
4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,
5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,
6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,
7) существительным – несогласованным приложением: в газете «Известия».
Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетания, они являются основой предложения и связаны между собой двусторонней связью, при которой спрягаемая форма сказуемого согласуется с подлежащим в числе и роде или лице, а сказуемое управляет подлежащим, требуя его постановки в именительном падеже: Завтра я дежурю. (Ср.: Завтра мне дежурить).
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
В именных словосочетаниях главное слово выражается существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением: беседа наедине, намерение поговорить, по-весеннему свежий, участвующий в работе, два друга, один из нас, кто-то из нас.
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: аплодировать артисту (аплодируя артисту), выступать убедительно (выступая убедительно, выступив убедительно).
В наречных словосочетаниях главное слово выражается наречием или словом состояния: довольно громко, по-домашнему уютно.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
Задание 1.
Инструкция: Заменить данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление.
с предлогом:
1. бессонная ночь – ночь без сна
2. подземный переход – …
3. школьный портфель – …
4. плюшевый медвежонок – …
без предлога:
1. полковое знамя – знамя полка
2. солнечная энергия – …
3. лесной запах – …
4. учительский стол – …
Задание 2.
Инструкция: заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование (то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки – гречневая каша
2. снаряд для спортсменов – …
3. человек без совести – …
4. вопрос по литературе – …
5. гостиница при вокзале – …
Задание 3.
Инструкция: заменить данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление.
1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью
2. смело спрыгнул – …
3. устало шагал – …
4. осторожно слез – …
5. спокойно делал – …
Задание 4.
Инструкция: заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой – тревожно говорил
2. ждал с напряжением – …
3. охранял с заботой – …
4. глядел со смущением – …
5. уезжал со спокойствием – …
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ:
- Что изучает «синтаксис»?
- Что такое словосочетание?
- Каким образом связаны слова в словосочетании?
- Перечислите типы подчинительной связи. На чём они основаны?
- В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяют три группы подчинительных словосочетаний, перечислите их.
